Корреспонденты «НК» узнали, как протекает процесс водоснабжения областного центра
Всем известно, что главным источником воды для жителей Костаная является река Тобол. Вот только чтобы сделать речную воду питьевой, нужно приложить немало усилий, чем, собственно, и занимается ГКП «Костанай-Су» – одна из самых важных служб жизнеобеспечения города, которая в августе будущего года отметит свое 65-летие. В целом предприятие представляет собой комплекс сложных инженерных коммуникаций, обеспечивающих круглосуточный забор воды, ее очистку и отвод сточных вод.
История ГКП началась в 60-х годах прошлого века со строительства Амангельдинского водохранилища. Для этого было вырыто новое русло, в которое и был направлен многоводный Тобол, а на месте осушенного участка строители возвели бетонную плотину.
– Ежегодно областной центр потребляет из Тобола 12-14 млн кубов воды, – говорит начальник производства водоподготовки ГКП «Костанай-Су» Алексей Тяпунов. – В водохранилище у нас постоянно имеется запас из семи миллионов кубов на случай засухи или ЧП. Здесь же находится насосная станция, которая перекачивает жидкость в очистные сооружения горводоканала.
Сердце станции – машинный зал с четырьмя насосами. В 2017 году здесь провели реконструкцию, заменив старые насосы на современные с частотными преобразователями, которые способствуют экономии электроэнергии. Каждый частотный преобразователь сохраняет примерно один миллион тенге в год. За правильным функционированием станции следят десять сотрудников. За редким исключением прибегают к помощи водолазов, которые проверяют или исправляют какую-то поломку в насосах.
– В зимний и весенний периоды работает один насос. В эти месяцы мы подаем примерно 20-30 тысяч кубов воды в сутки. Летом этого объема недостаточно, подключаем еще два насоса и качаем уже 50-60 тысяч кубов воды в сутки. Из-за жары люди чаще пьют, моются, плюс полив – 15% от общего потребления, – отметил Алексей Тяпунов. – К слову, насосная станция способна подавать 150 тысяч кубов в сутки, так что мы спокойно перекрываем общегородскую потребность, несмотря на то, что число потребителей растет. Самое большое количество воды, которое мы когда-либо подавали в сутки, – 70 тысяч кубов. Больше этого объема нашему городу не нужно.
Уже здесь, в насосной станции, речная вода проходит первый этап очистки: в водозаборных окнах стоят сороудерживающие решетки, или так называемая рыбозащита, представляющая собой сетку 4*4 мм. В нее даже мальки не прошмыгнут!
Кроме Тобола, в областном центре есть еще один источник – подземный водозабор близ села Садовое Костанайского района. На глубине 100 метров здесь имеются запасы уже питьевой, чистой воды. Но есть ограничения по количеству выкачки – 35 тысяч кубометров в сутки. Таким образом, среднесуточная норма потребления равна 50-60 тысяч кубометров. Эти объемы складываются в равной степени из поверхностных и подземных вод.
– Путем смешения речной и подземной получаем еще более пригодную для потребления воду. Особенно кстати пришлась такая схема работы летом. В Тоболе вода нагревается до +20 градусов, из-за этого в ней начинают активно развиваться микробы и бактерии, а разбавив речную воду более холодной из-под земли (+6 градусов), мы решаем проблему качества воды, – продолжает экскурс наш собеседник.
Тем не менее от такой процедуры вода пригодной для питья еще не становится. Насколько ее нужно будет подвергнуть очистке, покажут результаты анализов лаборатории горводоканала.
– Мы проводим анализы воды в источниках на этапе очистки и на выходе в распределительную сеть. Проверяем ее на микробиологические, органолептические (запах, цветность, мутность), химические и бактериологические показатели. От результатов наших анализов технолог на очистных сооружениях подбирает правильные дозы гипохлорида для очистки, – акцентирует заведующая лабораторией ГКП «Костанай-Су» Нина Корман.
Первым делом, по словам начальника очистных сооружений ГКП Аллы Дьяченко, вода приходит в смеситель, где в нее добавляется хлор и, при большой мутности, коагулянт, который участвует в процессе осветления и обесцвечивания воды.
– Дальше вода идет в камеры реакции, потом проходит через отстойники – их тут семь штук объемом по 800 кубов. Затем вода попадает в фильтры, где проходит через слой кварцевого песка толщиной два метра. Еще раз хлорируется и отправляется в резервуары. На выходе из них в воде по установленным нормам должно быть 0,3-0,5 миллиграмма свободного хлора на литр, – говорит Алла Дьяченко.
Бассейны фильтрации по мере необходимости очищают обратным током
Это классическая система очистки, которая не меняется в горводоканале на протяжении многих лет. Стоит, правда, отметить, что жидкий хлор сейчас заменен на гипохлорит натрия. Кстати, последний получают здесь же – на производстве.
– Что для этого нужно? Развести соль экстра-класса в емкости с водой. Полученный раствор попадает на электролизную установку, где соль расщепляется и преобразовывается в гипохлорит натрия, – проводит ликбез Алла Дьяченко. – С учетом всех процессов на выходе мы получаем воду соответствующего качества. Лучше такой очистки ничего нет, она самая действенная и простая. Наша вода ничем не уступает «родниковой», продающейся в магазине.
Полина ШКАРУБО,
фото Абиля ДОЩАНОВА