ГКП «Костанай-Су» акимата города Костаная государственного учреждения «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата города Костаная» (далее — ГКП «Костанай-Су») является субъектом естественной монополии. В сфере естественных монополий предприятие оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению на территории города Костаная. Как субъект естественной монополии ГКП «Костанай-Су» в соответствии с приказом Управления Агентства РК по регулированию естественных монополий от 13 апреля 2007 года № 75-ОД включено в местный раздел Государственного регистра субъектов естественной монополии по Костанайской области.
Для оказания услуг по подаче воды по магистральным трубопроводам и распределительным сетям забор воды в соответствии с Разрешением на специальное водопользование осуществляется из Амангельдинского водохранилища и подземного источника. На балансе ГКП «Костанай-Су» числится на 31 декабря 2024 года 655,8 км водопроводных и 514 км сетей водоотведения. Кроме этого, канализационных колодцев 14 578 шт., водопроводных колодцев 7468 шт. и другого оборудования.
Со 2 марта 2024 года по водоснабжению применялись тарифы 198,78 тенге/м3, в том числе по населению 92,64 тенге/м3 и по водоотведению применялись тарифы 170,83 тенге/м3 в том числе по населению 80,26 тенге/м3. Тарифы в целом складываются на основании утвержденных инвестиционных программ и утвержденных цен на электроэнергию, налоговых ставок.
По предприятию доходы и расходы за 2024 год составили: 6 520 764 тыс. тенге-доходы, 6 519 691 тыс. тенге-расходы. Результат от деятельности 1 073 тыс. тенге.
Предусмотренные объемы в тарифных сметах: в водоснабжении принято 16 658,51 тысм3, исполнено16 736,81 тыс. м3, отклонение 0,4 %; в водоотведении принято 13 861,00 тыс м3, исполнено14 078,31 тыс. м3, отклонение 1,5%. Отклонение сложилось за счет погашения дебиторской задолженности.
Неисполнение затрат за 2024 год по тарифным сметам не допущено. Перечень затрат очень большой, подробно публикуется на сайте предприятия отдельным приложением.
Основная статья тарифной сметы амортизация начисляется в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета. В разрезе групп и видов основных средств прилагается расшифровка основных средств со сроком службы и прикреплена в базе «Монополист». Начисленная за год сумма амортизации включается в тариф частично и только в части выполнения инвестиционной программы. В 2024 году за счет тарифа инвестиционная программа исполнена на 1 246 442 тыс. тенге. В том числе по водоснабжению 622 995 тыс. тенге, перевыполнение 1,5% за счет удорожания спецтехники на торгах. По водоотведению освоено 623 447 тыс. тенге, перевыполнение 2,4% за счет перевыполнения объемов по СМР.
В тариф технической воды амортизация не вошла, т.к инвестиционная программа не предусмотрена. По услугам подача технической воды предприятие отнесено к малой мощности.
В целом по предприятию тариф электроэнергии складывается из тарифов производителя электроэнергии, транспортировщиков и предприятий, балансирующих и контролирующих рынок мощности электроэнергии. Структура тарифа электроэнергии на дату подачи заявки выглядит следующим образом: транзит АО «Кеgок”, ТОО «МРЭТ», ТОО «ЭПК-forfait». По мимо этого мы несем затраты по балансировке, диспетчеризации и оплачиваем услуги РФЦ (расчетно- финансовый центр), в том числе Единого закупщика.
Затраты по электроэнергии освоены в полном объеме. Экономия по объемам электроэнергии за счет эффективных методов, за счет инвестпрограммы внедряются частотные преобразователи.
При утвержденной сумме 778 014 тыс. тенге выполнено 783 658 тыс. тенге. Отклонение 0,7%. Одна из весомых затрат — это погашение займов и проценты по ним. В период предельных тарифов 2017-2021 года инвестиционная программа осуществлялась кроме амортизационных отчислений и за счет кредитных средств Европейского Банка Реконструкции и Развития на сумму 1,8 млрд тенге (1 828 095 тыс. тенге); программы «Нурлы Жол» на сумму 3,7 млрд. тенге (3 728 211 тыс. тенге). В 2021 году закончился льготный период по программе «Нурлы Жол». Погашение основного долга производится равными долями. График ЕБРР рассчитан на 10 лет, в том числе в разрезе услуг пропорционально стоимости освоенных объектов. График погашения процентов привязан к коэффициенту инфляции поэтому пересчитывается Банком ежеквартально. В 2018-2019 годах средневзвешенная ставка не превышала 10,5%. К концу 2022 года ставка возросла до 28% годовых по причине высокой инфляции, принимаемой к расчету Банками. В 2023-2024 годах процентная ставка Банка снизилась до 15% годовых.
В тарифную смету входят налоги и платежи в бюджет. Общая сумма налогов, предусмотренная в тарифе 511 081,9 тыс. тенге, исполнено на 592 512,1 тыс. тенге, перевыполнение 15,9 % в связи с ростом реконструкций и балансовой стоимости основных средств. В том числе по водоснабжению перевыполнение 12,3%, по водоотведению 18,5%.
Ставка налога на имущество на объекты водоотведения составляет 1,5%.
По регулируемым услугам нормы на горюче-смазочные товары по видам транспорта определяются согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 11 августа 2009 года № 1210. Виды ГСМ: дизельное топливо, бензин, трансмиссионные и специальные масла.Затраты по ГСМ в тарифной смете выполнены с превышением 10%. В том числе по водоснабжению 19,6%, по водоотведению 0,8%. Перерасход связан с ростом аварий на сетях в зимние месяцы.
В статью сырье входит соль пищевая таблетированная, химреагенты и химреактивы. Расчеты объемов произведены согласно нормативам. Список нормативной документации и СНИПов прилагаем к отчету. Цены согласуются на основании коммерческих предложений поставщика, имеющего возможность поставки соответствующего качества и таблетированной формы. Это необходимые требования технической спецификации оборудования, установленного по программе ЕБРР. При плане 128 800 тыс. тенге, освоено 125 804 тыс. тенге. Экономия в суммарном значении незначительная, менее 5%. Неисполнения не допущено.
Расчеты численности производятся согласно нормативам, утвержденным приказом Ассоциации предприятий по водоснабжению и водоотведению РК «Казахстан Су Арнасы» №15 от 31 декабря 2020 года. Данное право за Ассоциацией закреплено Комитетом по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства инфраструктурного развития. Фактическая численность сложилась намного ниже нормативной из-за дефицита кадров. Превышение затрат в суммарном значении по оплате труда сложилось в пределах 2,7% за счет оплаты ночных в период ликвидации аварий на сетях. Согласно законодательству, оплата производится за ночные и праздничные дни работ не менее, чем в полуторном размере. Средняя заработная плата за 2024 год составила по тарифной смете 292 тыс. тенге на фактическую численность. В тарифную смету также входят согласно ставок Налогового Кодекса: социальный налог 6,5%, соцотчисления 3,5% От ФОТа, обязательные профессиональные пенсионные взносы в размере 5%. от ФОТа.
Статья ремонт формируется на основании заявок и актов производственных участков, согласно анализу состояния трубопроводов, скважин, колодцев, пожарных гидрантов, задвижек, насосов и др. оборудования. Износ основных производственных мощностей по водоснабжению составлял на начало года не менее 78%, по водоотведению-69%. Текущий ремонт производится с целью профилактики и снижения аварийности, либо при ликвидации аварий с учетом состояния основных средств. Фактические затраты произведены в пределах, утвержденных в тарифе, с незначительным превышением 0,5%. По технической воде затраты на ремонт не утверждались.
Кроме крупных затрат, доля которых не превышает 2%, в тарифную смету входят и прочие затраты.
Это услуги транспорта, регистрации объектов, поверка приборов, техэкспертизы, аудит, программное обеспечение, канцелярские и типографские расходы, теплоснабжение и коммунальные расходы, услуги связи и т.д.
В связи с масштабным градостроительством и застройкой дачных участков ГКП «Костанай-Су» значительно снизились объемы по услуге подачи технической воды, в связи с чем предприятие переведено, как уже говорилось, в предприятие малой мощности. Объемы реализации снизились до 159 тыс. м3. Подача технической воды производилась в поливочный период по тарифу 14,75 тенге/м3 для всех категорий потребителей. Неисполнение за 2024 год по тарифным сметам не допущено.
По питьевой воде утверждены нормативы потерь 14,94% от подъёма, факт 14,23%. По технической воде потери утверждены 9,26%, факт в пределах норматива.
Отчет об исполнении инвестиционной программы размещен на сайте предприятия отдельным приложением согласно приказу о корректировке. В данной публикации также отдельным приложением подробно по мероприятиям согласно законодательно утвержденных форм.
Водоснабжение | утверждено | факт | откл. | % | |
1 | ПСД | 31 951 | 31 951 | 0 | 0 |
2 | СМР | 284 470 | 284 470 | 0 | 0 |
3 | Оборудование | 260 635 | 260 635 | 0 | 0 |
4 | Техника | 35 537 | 44 915 | 9 379 | 26,4 |
5 | Техобследование | 1024 | 1024 | 0 | 0,0 |
Итого | 613 617 | 622 995 | 9 379 | 1,5 |
Перевыполнение по приобретению техники по водоснабжению в связи с ростом цен поставщиков.
Водоотведение | утверждено | факт | откл. | % | |
1 | ПСД | 60 390 | 60 390 | 0 | 0 |
2 | СМР | 412 885 | 430 497 | 17 611 | 4 |
3 | Оборудование | 97 541 | 94 578 | -2 963 | -3 |
4 | Техника | 34 008 | 34 008 | 0 | 0,0 |
5 | Техобследование | 3973,5 | 3973,5 | 0 | 0,0 |
Итого | 608 798 | 623 447 | 14 649 | 2,4 |
Экономия по оборудованию в водоотведении в связи с уменьшением цены по тендерам. Благодаря инвестиционной деятельности достигнуты показатели снижения изношенности сетей и оборудования не менее чем на 2%.
В ГКП «Костанай-Су» производственный контроль за качеством питьевой воды осуществляется аттестованной аналитической лабораторией, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, начиная с источников – поверхностный и подземный водозаборы, далее по этапам: технологическая очистка, выход в распределительную сеть и в распределительной сети города (водопроводные колонки). Ежедневно производственной и сменной лабораториями проводится более 800 анализов, в 2016-2017 годах данный показатель составлял 500 анализов в день. Случаев отклонения качества питьевой воды, подаваемой в город, от требований ГОСТа, в течение прошедшего года не установлено.
На 2025 год предусмотрено затрат на инвестиционную программу 1 125 862 тыс.тенге и увеличение за счет дифференцированных тарифов для населения, которые введены с 01 января 2025 года. Утверждены тарифы на 2025 год приказом ДКРЕМ от 14 февраля 2025 года. Полная информация о тарифах опубликована на сайте предприятия. Дифференцированные для населения остались на уровне, принятых с 01 января 2025 года. Для физических лиц, относящиеся к категории населения потребляющие регулируемые услуги свыше 3м3 до 5 м3 в месяц на 1 человека-122,28 тенге/м3; физические лица, относящиеся к категории населения потребляющие регулируемые услуги свыше 5м3 до 10 м3 в месяц на 1 человека-152,85 тенге/м3, физические лица, относящиеся к категории населения потребляющие регулируемые услуги свыше 10 м3 в месяц на 1 человека и физические лица, не имеющие индивидуальные приборы учета воды-203,8 тенге/м3.
Администрация ГКП «Костанай-су»