Государственное коммунальное предприятие «Костанай-Су» является субъектом естественной монополии и зарегистрировано в местном разделе Государственного регистра.
Предприятие оказывает следующие услуги в сфере естественных монополий:
- подача воды по магистральным трубопроводам и распределительным сетям (вода питьевая);
- подача воды по магистральным трубопроводам и распределительным сетям (вода техническая);
- отвод и очистка сточных вод.
В течение 2017 года оказание услуг осуществлялось по предельным уровням тарифов, утверждённых приказом департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан по Костанайской области от 12 декабря 2016 года № 372-ОД.
Производственные показатели предприятия
Для обеспечения водоснабжения города Костаная забор воды осуществляется из двух источников: поверхностный источник – Амангельдинское водохранилище, и подземный источник – Костанайское месторождение подземных вод. После прохождения очистки и обеззараживания вода подается в распределительную сеть потребителям города Костаная. В прошедшем году технология подъема и обеззараживания воды не менялась. Но во второй половине года увеличился объем добываемой подземной воды, в результате чего доля подземной воды, подаваемой в город, возросла с 5 % до 30 %.
Предприятие подаёт потребителям питьевую и техническую воду. Подача воды осуществляется по магистральным трубопроводам и распределительным сетям протяжённостью 555,4 км. Физический износ большей части сетей, находящихся в эксплуатации, остаётся в пределах 79 %.
В течение 2017 года предприятием было принято на баланс дополнительно 26 км водопроводных сетей, 396 водопроводных колодцев и 112 пожарных гидрантов. В настоящее время предприятие обслуживает 309 водоразборных колонок, 950 пожарных гидрантов и 5 594 водопроводных колодцев.
Оказание услуг по отводу и очистке сточных вод осуществляется по сетям и коллекторам общей протяжённостью 409,2 км через 20 канализационных насосных станций и главную канализационную насосную станцию. Физический износ большей части эксплуатируемых сетей составляет 71 %.
За 2017 год на баланс предприятия дополнительно было принято 27 км канализационных сетей и 968 канализационных колодцев. В настоящее время предприятием обслуживается 11 288 единиц канализационных колодцев и накопитель-испаритель площадью 7,2 тысячи гектаров.
Для эксплуатации и обслуживания систем водоснабжения и водоотведения предприятию утверждена нормативная численность персонала в количестве 645 человек. Средняя фактическая численность работников за истекший год составила 607 человек или 94 % к нормативу. Из этой численности обслуживанием системы водоснабжения занимается 361 человека, обслуживанием системы водоотведения – 246 человек.
По объемам оказанных в 2017 году предприятием регулируемых услуг ситуация выглядит следующим образом.
Объёмы оказанных услуг по водоснабжению и водоотведению за 2017 год
№ п/п | показатели | ед. изм. | 2017 годсмета | 2017 годфакт | фактк смете,
+ — |
фактк смете,
% |
1. | Питьевая вода | тыс. м3 | 14 135,8 | 13 663,9 | -471,9 | 97 |
2. | Техническая вода | тыс. м3 | 369,3 | 322,5 | -46,8 | 87 |
3. | Сточные воды | тыс. м3 | 11 833,6 | 11 862,8 | 29,2 | 100 |
Тарифной сметой на 2017 год предусмотрено реализовать 14 135,8 тыс. м3 питьевой воды. Фактически реализовано 13 663,9 тыс. м3, что на 472 тыс. м3 меньше утвержденного объема. Выполнение составило 97 %. За последние 5 лет объем реализации воды снизился примерно на 1 млн. м3 (на 932,1 тыс. м3), что отрицательно сказывается на финансовом положении предприятия.
Реализация технической воды в 2017 году составила 322,5 тыс. м3 при утвержденном объеме 369,3 тыс. м3. Выполнение составило 87 %. Техническую воду в основном использует население на полив насаждений, в том числе дачное общество «Юбилейное». За последние 5 лет объем реализации технической воды значительно не изменялся.
Отвод сточных вод на 2017 год утвержден для предприятия в объеме 11 833,6 тыс. м3. Фактически отведено 11 862,8 тыс. м3 стоков, или 100 % к утвержденному объему. За последние 5 лет объем отвода сточных вод снизился на 624,3 тыс. м3, что также отрицательно сказывается на финансовом положении предприятия.
Основные финансово-экономические показатели предприятия
Основными финансовыми показателями, характеризующими деятельность предприятия, являются выполнение доходной и расходной частей тарифных смет и получение финансового результата. По итогам 2017 года эти показатели выглядят следующим образом.
Основные финансовые показатели по услуге водоснабжения за 2017 год
№ п/п | показатели | ед. изм. | 2017 год смета | 2017 год факт | фактк смете,
+ — |
фактк смете,
% |
||||
1. | Подача воды по магистральным трубопроводам и распределительным сетям | |||||||||
1.1 | Вода питьевая | |||||||||
доходы | млн. тенге | 1 425,0 | 1 356,0 | -69,0 | 95 | |||||
затраты | млн. тенге | 1 321,4 | 1 446,8 | 125,4 | 109 | |||||
финансовый результат | млн. тенге | 103,6 | -90,8 | -194,4 | -88 | |||||
1.2 | Вода техническая | |||||||||
доходы | млн. тенге | 5,554 | 4,860 | 0,694 | 88 | |||||
затраты | млн. тенге | 5,547 | 4,575 | 0,972 | 82 | |||||
финансовый результат | млн. тенге | 0,007 | 0,285 | 0,278 | 4071 | |||||
2. | Отвод и очистка сточных вод | |||||||||
доходы | млн. тенге | 914,9 | 905,2 | -9,7 | 99 | |||||
затраты | млн. тенге | 894,3 | 981,8 | 87,5 | 110 | |||||
финансовый результат | млн. тенге | 20,6 | -76,6 | -97,2 | -372 | |||||
3. | Всего по услугам | |||||||||
финансовый результат | млн. тенге | 124,2 | -167,1 | -291,3 | -135 | |||||
За счет невыполнения объемов реализации питьевой воды на 0,5 млн. м3 и введения компенсирующего тарифа предприятие не получило 69 млн. тенге дохода. Расходы наоборот на 125 млн. тенге превысили утвержденную сумму. В результате, вместо 103,6 млн. тенге прибыли от реализации питьевой воды получено 90,8 млн. тенге убытка.
По технической воде, несмотря на невыполнение объемов реализации на 46,8 тыс. м3 и введение компенсирующего тарифа, за счет экономии по затратам получена прибыль в сумме 285 тысяч тенге.
Оказание услуг по отводу и очистке сточных вод за счет введения компенсирующего тарифа и высокой себестоимости единицы услуг привело к убытку в размере 76,6 млн. тенге.
Всего от оказания регулируемых услуг получено 167,1 млн. тенге убытка.
Об исполнении инвестиционных программ
Инвестиционная программа ГКП «Костанай-Су» разработана и утверждена на период 5 лет действия предельных уровней тарифов: 2017-2021 годы. Общая сумма инвестиций на первый год реализации инвестиционной программы составляла 2 571,5 млн. тенге. Однако, в 2017 году было принято решение о переносе мероприятий Программы приоритетных инвестиций с 2017 года на 2018-2019 годы, для чего была проведена корректировка инвестиционной программы. Из общей суммы инвестиций 2017 года были исключены кредитные средства Европейского банка реконструкции и развития и Гранта Правительства Республики Казахстан и перераспределены для освоения на 2018-2019 годы. При корректировке инвестиционной программы на 2017 год утверждены к исполнению только 531,8 млн. тенге собственных средств за счет амортизационных отчислений.
Основными целями программы являются: повышение надежности работы систем водоснабжения и водоотведения.
Для достижения этих целей на 2017 год были запланированы следующие мероприятия:
- разработка ПСД по 14 объектам на сетях водоснабжения и по 4 объектам на сетях водоотведения на сумму 47,7 млн. тенге.
- строительно-монтажные работы на сетях водоснабжения и на сетях водоотведения на сумму 256,7 млн. тенге.
- приобретение 13 единиц оборудования на сумму 91,2 млн. тенге:
- приобретение техники и спецавтотранспорта на сумму 136,2 млн. тенге.
Всего инвестиционная программа по итогам 2017 года выполнена на сумму 467,8 млн. тенге при плане 531,8 млн. тенге. Все мероприятия инвестиционной программы исполнены. По результатам государственных закупок экономия составила 64 млн. тенге.
О работе, проводимой с потребителями услуг
На начало 2017 года услугами водоснабжения и водоотведения пользовалось 86 556 абонентов, из них 96 % являются физическими лицами, и 4 % — это юридические лица.
Количество абонентов, пользующихся услугами водоснабжения и водоотведения
№ п/п | наименование показателя | на 1 января 2017 года | на 1 января 2018 года | отклонение показателей 2018 года от 2017 года |
1. | Количество абонентов, всего | 86 556 | 88 633 | 2 077 |
население | 83 354 | 85 399 | 2 045 | |
юридические лица | 3 202 | 3 234 | 32 | |
2. | Количество абонентов с ИПУ воды | 73 699 | 76 412 | 2 713 |
3. | Обеспеченность населения ИПУ воды, % | 91 | 92 | 6 |
За 2017 год количество абонентов, пользующихся услугами ГКП «Костанай-Су», возросло на 2 077 абонентов. Основная часть населения установила индивидуальные приборы учета воды и по состоянию на 1 января 2018 года этот показатель составил 92 %.
Подача воды и откачка сточных вод потребителям осуществляется круглосуточно. Перебои в подаче воды имеют место быть в случае возникновения аварийной ситуации. Ликвидация аварий производится силами предприятия в наиболее короткие сроки. При возникновении ситуации с отключением воды до 24 часов потребителям осуществляется подвоз воды автотранспортом предприятия.
Для работы с потребителями услуг на предприятии работает абонентский отдел, который ежемесячно ведет учет показателей потребления воды и отведения стоков, и рассчитывает плату за оказанные услуги. Также, персоналом абонентской службы ведется опломбирование приборов учета воды и снятие пломб в случае необходимости, разносятся извещения о начислении платы за оказанные услуги, предупреждения о наличии задолженности и необходимости её оплаты, выявляются факты незаконной врезки в водопроводную сеть или потребления воды с водопроводных колонок не на питьевые нужды.
Для улучшения обслуживания потребителей в декабре месяце прошлого года в городе был открыт Центр коммунальных услуг (ЦКУ) по адресу: пр. Аль-Фараби, 32. ЦКУ работает без выходных с 8.00 часов утра до 20.00 часов вечера. В центре работает три кассы, две из которых принимают платежи по всем видам коммунальных услуг от Единого расчетного центра, и одна касса ГКП «Костанай-Су», которая принимает платежи непосредственно за услуги водоснабжения и водоотведения без комиссии. Кроме этого, в этом же Центре можно заключить договоры на предоставление услуг, произвести сверку платежей и оставить заявления на все виды перерасчетов.
Оплата, поступившая за потребленную воду и откачку сточных вод в 2017 году, составила 103 % к начисленной сумме, но с учетом сбора дебиторской задолженности. В 2016 году этот показатель достиг лишь 95,5 %.
Для взыскания дебиторской задолженности в течение 2017 года была проведена следующая работа. Было подано в суд 1 984 иска на сумму 30,4 млн. тенге. В течение года было получено 1 204 судебных приказа, решения на сумму 25,2 млн. тенге. Исполнено 553 судебных приказа или решения на сумму 6,2 млн. тенге. Абонентским отделом предприятия было проведено 127 рейдов по адресам 698-ми должников. Во время рейдов собрано 827,8 тысяч тенге долга, отключена от системы водоснабжения 1 квартира, удержано из заработной платы и пенсий 8,8 тысяч тенге денежных средств.
Качество предоставляемых услуг
В ГКП «Костанай-Су» производственный контроль за качеством питьевой воды осуществляется аттестованной аналитической лабораторией, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, начиная с источников – поверхностный и подземный водозаборы, далее по этапам: технологическая очистка, выход в распределительную сеть и в распределительной сети города (водопроводные колонки). Ежедневно производственной и сменной лабораториями проводится порядка 500 анализов.
С мая 2017 года значительно увеличился забор воды с Костанайского месторождения подземных вод. В связи с этим улучшилось качество воды, поступающей в город: уменьшился показатель жесткости, весь солевой состав воды, в том числе хлориды, улучшились органолептические свойства.
На выходе в распределительную сеть города питьевая вода соответствует требованиям Санитарных Правил № 209 «Санитарно-эпидемиологические требования к водоисточникам, местам водозабора для хозяйственно-питьевых целей, хозяйственно-питьевому водоснабжению и местам культурно-бытового водопользования и безопасности водных объектов». Случаев отклонения качества питьевой воды, подаваемой в город, от требований ГОСТа, в течение прошедшего года не установлено.
Также по качеству предоставляемых услуг стоит отметить, что, в настоящее время, несмотря на вложение финансовых средств в сферу водоснабжения и водоотведения, процент физической изношенности сетей продолжает оставаться выше 70 %. Следовательно, и количество аварийных ситуаций, возникающих на сетях, значительно не уменьшается.
Количество аварийных ситуаций на сетях водоснабжения и водоотведения
№ п/п | показатели | 2015 год | 2016 год | 2017 год |
Услуги водоснабжения | ||||
1. | Количество аварийных ситуаций | 2 327 | 2 313 | 2 570 |
в т.ч. сложных с производством работ | 551 | 614 | 509 | |
Услуги водоотведения | ||||
2. | Количество аварийных ситуаций | 9 830 | 10 975 | 10 416 |
в т.ч. сложных с производством работ | 3 | 4 | 6 |
В 2017 году произошло 2 570 аварийных ситуаций на сетях водоснабжения, из которых 509 аварий были ликвидированы с производством земляных работ. Количество аварийных ситуаций превысило показатель 2015 года на 243 и 2016 года на 257 аварий. На сетях водоотведения произошло 10 416 аварийных ситуаций, из которых 6 аварий были произведены с раскопками и часть из них были достаточно сложными. Количество аварийных ситуаций на коллекторах превысило показатель 2015 года на 586 аварий, но по сравнению с 2016 годом уменьшилось на 559 аварий.
Значительное количество аварий на сетях водоснабжения и водоотведения было ликвидировано в пределах того количества времени, которое установлено нормативной документацией. Все возникшие аварии не повлекли за собой значительного ухудшения качества оказываемых услуг для потребителей.
В течение 2017 года ведомством уполномоченного органа не зарегистрировано ни одной жалобы потребителей на оказание некачественных услуг и ни одной жалобы на отказ в подключении к услугам или предоставлении технических условий.
Постатейное исполнение утверждённых тарифных смет
Услуги по подаче воды по магистральным трубопроводам и распределительным сетям
(вода питьевая)
В 2017 году предприятие провело корректировку тарифной сметы (приказ уполномоченного государственного органа об утверждении корректировки от 28 ноября 2017 года № 229-ОД). Отчет об исполнении тарифной сметы выполнен в соответствии с утвержденной корректировкой.
Общая сумма затрат по услуге утверждена в размере 1 321,4 млн. тенге. Фактически, для обеспечения функционирования системы водоснабжения предприятие израсходовало 1 446,8 млн. тенге, превысив утвержденную сумму на 125,4 млн. тенге.
Из общей суммы затрат неисполнение свыше 5 % допущено по следующим семи статьям.
Неисполнение свыше допустимых 5 %
- По статье «теплоэнергия» затраты предусмотрены в тарифной смете в размере 47 491,1 тыс. тенге. Фактические расходы составили 45 010,2 тыс. тенге. Сумма неисполнения свыше 5 % равна 106,3 тыс. тенге.
- По статье «топливо» затраты предусмотрены в тарифной смете в размере 154,1 тыс. тенге. Фактические расходы составили 130,1 тыс. тенге. Сумма неисполнения свыше 5 % равна 16,3 тыс. тенге.
- По статье «платежи за эмиссию в окружающую среду» затраты предусмотрены в сумме 776,1 тыс. тенге. Фактические расходы по данной статье составили 710,7 тыс. тенге. Сумма неисполнения свыше 5 % составила 26,6 тыс. тенге.
- На оплату «услуг банка» в административных расходах предусмотрено 1 017,6 тыс. тенге, фактически оплачено 909,9 тысяч тенге. Неисполнение свыше 5 % составило 56,8 тыс. тенге.
- По статье «вывоз мусора» в административных расходах затраты предусмотрены в сумме 152,4 тыс. тенге. Фактические расходы по данной статье составили 136,3 тыс. тенге. Сумма неисполнения свыше 5 % составила 8,5 тыс. тенге.
- Расходы на заработную плату по службе сбыта утверждены в размере 56 108,8 тыс. тенге, фактические расходы составили 53 282,8 тыс. тенге. Сумма неисполнения свыше 5 % составила 20,6 тыс. тенге.
- Расходы на ремонт основных средств по службе сбыта составили 94,3 тыс. тенге при утвержденной сумме 122,9 тыс. тенге. Неисполнение свыше 5 % по данной статье составило 22,5 тыс. тенге.
Общая сумма неисполнения затрат свыше допустимых 5 % по данной услуге составила незначительную сумму 257,6 тыс. тенге.
По остальным статьям затрат допущено превышение расходов свыше сумм, утвержденных в тарифной смете.
Превышение расходов свыше утвержденной суммы
К основным статьям затрат, по которым допущено превышение, относятся расходы на оплату труда.
Превышение расходов на оплату труда составило 6 % по производственному персоналу. В этих расходах учтены выплаты по социальному налогу и обязательным профессиональным пенсионным взносам. Также в них включена оплата за работу в сверхурочное время и в выходные и праздничные дни в повышенном размере согласно требованиям трудового законодательства. В денежном выражении перерасход средств по оплате труда производственного персонала составил 23,6 млн. тенге. По административному персоналу перерасход составил 7 % или 3,4 млн. тенге.
Превышение допущено и по статье «амортизация». Сумма амортизационных отчислений в тарифе утверждена в размере 335,9 млн. тенге. По итогам года фактическое начисление составило 374,9 млн. тенге. При утверждении тарифов по данной статье не учитываются объекты водоснабжения и водоотведения, которые будут передаваться на баланс предприятия в 2017 году после выполнения реконструкции или нового строительства за счет бюджетных средств. В течение отчетного года на баланс предприятия в виде взноса в уставный капитал было переданы объекты водоснабжения и водоотведения общей стоимостью 3,5 млрд. тенге. Амортизационные отчисления по данным объектам приводят к перерасходу средств по данной статье.
По статье «ремонт» тарифной сметой предусмотрена сумма 63,4 млн. тенге, фактические расходы составили 80,2 млн. тенге. Перерасход средств в сумме 16,8 млн. тенге связан с превышением объёмов выполненного текущего ремонта над запланированными объёмами, с большим количеством аварийных ситуаций и ростом цен на ремонтные материалы.
В настоящее время, несмотря на вложение финансовых средств в сферу водоснабжения, процент технической изношенности сетей продолжает оставаться на уровне 79 %. Следовательно, и количество аварийных ситуаций, возникающих на сетях, и влияющих на размер затрат, используемых на ремонт, значительно не уменьшается.
По другим статьям перерасход средств допущен в связи с их производственной необходимостью (сырье и материалы, безопасность и охрана труда, анализы питьевой воды, экспертиза промышленной безопасности технических устройств, налоговые платежи и т.д.).
Также, предприятие понесло прочие расходы, которые не были включены в тарифную смету при её утверждении, но их осуществление обосновано также производственной необходимостью (аудиторские услуги, услуги Госстандарта, экспертиза ОС, прочие материалы, изготовление технических паспортов и схем, и т.д.).
В соответствии с Особым порядком в утверждённую тарифную смету на 2017 год включены нормативные технические потери воды в объеме 2 512,6 тыс. м3, что составляет 14,98 % от планируемого объема забора воды. За 2017 год фактические потери воды на сетях водоснабжения составили 2 323,5 тысяч м3 или 14,53 % к фактическому объему. Сверхнормативных потерь в течение 2017 года допущено не было.
В течение отчетного периода предприятие оказывало регулируемую услугу по двум тарифам. С 1 января питьевая вода реализовывалась по тарифу 100,81 тенге за 1 м3 воды (без учета НДС). С 1 сентября предприятию был введен компенсирующий тариф за неисполнение инвестиционной программы 2016 года. По этой причине до конца года по питьевой воде применялся тариф 98,76 тенге/м3 (без НДС). Утвержденные тарифы имеют дифференциацию по группам потребителей. Минимальный тариф утвержден для населения и максимальный тариф для бюджетных организаций.
Среднегодовой фактический тариф согласно отчету, составил 99,24 тенге/м3. Себестоимость 1 м3 воды получилась равной 105,89 тенге при утверждённой в тарифной смете 93,48 тенге. Увеличение себестоимости 1 м3 воды на 5,76 тенге произошло по указанным выше причинам.
Услуги по подаче воды по магистральным трубопроводам и распределительным сетям (вода техническая)
Предприятие оказывает эту услугу лишь на протяжении 4-х месяцев в течение календарного года. Вода используется в основном для полива зеленых насаждений.
В отчетном году предприятие реализовывало техническую воду по тарифу 15,08 тенге за 1 м3. Тариф утвержден уполномоченным органом на 6 лет – с 2016 по 2021 годы.
Отчет об исполнении тарифной сметы за 2017 год выполнен исходя из показателей, утвержденных в тарифной смете на 2017 год без корректировки.
Общая сумма затрат, фактически понесенных предприятием на оказание данной услуги, составила 4 574,7 тыс. тенге. Фактические расходы на 972 тыс. тенге меньше утвержденного показателя. Если рассматривать исполнение тарифной сметы постатейно, то здесь также есть статьи с превышением расходов и часть статей с незначительным неисполнением.
В течение отчетного периода предприятие оказывало регулируемую услугу по единому тарифу 15,08 тенге за 1 м3 воды (без учета НДС). Утвержденный тариф не имеет дифференциации по группам потребителей.
Среднегодовой фактический тариф согласно отчету, составил 15,08 тенге/м3 и оказался на уровне утвержденного. Себестоимость 1 м3 воды получилась равной 14,18 тенге при утверждённой в тарифной смете 15,02 тенге.
Снижение себестоимости 1 м3 технической воды на 0,84 тенге позволило предприятию получить прибыли на 278,4 тысячи тенге больше утвержденной суммы.
Услуги по отводу и очистке сточных вод
В 2017 году предприятие провело корректировку тарифной сметы (приказ уполномоченного государственного органа об утверждении корректировки от 28 ноября 2017 года № 229-ОД). Отчет об исполнении тарифной сметы выполнен в соответствии с утвержденной корректировкой.
Общая сумма затрат по услуге утверждена в размере 894,3 млн. тенге. Фактически, для обеспечения функционирования системы водоотведения предприятие израсходовало 981,8 млн. тенге, превысив утвержденную сумму на 87,5 млн. тенге.
Из общей суммы затрат неисполнение свыше 5 % допущено по следующим семи статьям.
Неисполнение свыше допустимых 5 %
- По статье «теплоэнергия» затраты предусмотрены в тарифной смете в размере 6 535,8 тыс. тенге. Фактические расходы составили 6 204,9 тыс. тенге. Сумма неисполнения свыше 5 % равна 4,1 тыс. тенге.
- По статье «платежи за эмиссию в окружающую среду» затраты предусмотрены в сумме 28 842,0 тыс. тенге. Фактические расходы по данной статье составили 26 785,4 тыс. тенге. Сумма неисполнения свыше 5 % составила 614,5 тыс. тенге.
- Расходы на «испытание электрооборудования и заземленных устройств» при утвержденной сумме 16,3 тысячи тенге не исполнены свыше допустимых 5 % на 6,2 тысячи тенге.
- На «услуги Госстандарта» израсходовано 14,2 тысячи тенге при утвержденной сумме 18,8 тысяч тенге. Неисполнение свыше 5 % составило 3,7 тысячи тенге.
- На оплату «услуг банка» в административных расходах предусмотрено 761,5 тыс. тенге, фактически оплачено 681,8 тысяч тенге. Неисполнение свыше 5 % составило 41,6 тыс. тенге.
- По статье «вывоз мусора» в административных расходах затраты предусмотрены в сумме 118,5 тыс. тенге. Фактические расходы по данной статье составили 102,2 тыс. тенге. Сумма неисполнения свыше 5 % составила 10,4 тыс. тенге.
- Расходы на «безопасность и охрану труда» по службе сбыта составили 2,9 тыс. тенге при утвержденной сумме 3,7 тыс. тенге. Неисполнение свыше 5 % по данной статье составило 0,6 тыс. тенге.
Общая сумма неисполнения затрат свыше допустимых 5 % по данной услуге составила незначительную сумму 681,1 тыс. тенге.
По остальным статьям затрат допущено превышение расходов свыше сумм, утвержденных в тарифной смете.
Превышение расходов свыше утвержденной суммы
К основным статьям затрат, по которым допущено превышение, относятся расходы на оплату труда.
Превышение расходов на оплату труда составило 23 % по производственному персоналу. В этих расходах учтены выплаты по социальному налогу и обязательным профессиональным пенсионным взносам. Также в них включена оплата за работу в сверхурочное время и в выходные и праздничные дни в повышенном размере согласно требованиям трудового законодательства. В денежном выражении перерасход средств по оплате труда производственного персонала составил 51,8 млн. тенге. По административному персоналу перерасход составил 4 % или 1,3 млн. тенге.
Превышение допущено и по статье «амортизация». Сумма амортизационных отчислений в тарифе утверждена в размере 194,7 млн. тенге. По итогам года фактическое начисление составило 203,3 млн. тенге. При утверждении тарифов по данной статье не учитываются объекты водоснабжения и водоотведения, которые будут передаваться на баланс предприятия в 2017 году после выполнения реконструкции или нового строительства за счет бюджетных средств. В течение отчетного года на баланс предприятия в виде взноса в уставный капитал было переданы объекты водоснабжения и водоотведения общей стоимостью 3,5 млрд. тенге. Амортизационные отчисления по данным объектам приводят к перерасходу средств по данной статье.
В настоящее время, несмотря на вложение финансовых средств в сферу водоснабжения, процент технической изношенности сетей продолжает оставаться на уровне 70 %. Следовательно, и количество аварийных ситуаций, возникающих на сетях, и влияющих на размер затрат, используемых на ремонт, значительно не уменьшается.
По другим статьям перерасход средств допущен в связи с их производственной необходимостью (ГСМ, безопасность и охрана труда, услуги в области инжиниринга проектные, экспертиза промышленной безопасности технических устройств, налоговые платежи и т.д.).
Также, предприятие понесло прочие расходы, которые не были включены в тарифную смету при её утверждении, но их осуществление обосновано также производственной необходимостью (аудиторские услуги, экспертиза ОС, прочие материалы, изготовление технических паспортов и схем, и т.д.).
В течение отчетного периода предприятие оказывало регулируемую услугу по двум тарифам. С 1 января перекачка сточных вод осуществлялась по тарифу в размере 77,32 тенге за 1 м3 (без учета НДС). С 1 сентября за неисполнение инвестиционной программы за 2016 год предприятию был введен компенсирующий тариф и за перекачку сточных вод до конца года применялся тариф 74,89 тенге/м3 (без учета НДС). Утвержденные тарифы имеют дифференциацию по группам потребителей. Минимальный тариф также утвержден для населения и максимальный тариф для бюджетных организаций.
Среднегодовой фактический тариф согласно отчету, составил 76,31 тенге/м3. Себестоимость 1 м3 сточных вод получилась равной 82,76 тенге при утверждённой в тарифной смете 75,57 тенге. Увеличение себестоимости 1 м3 воды на 7,19 тенге произошло по указанным выше причинам.
О перспективах деятельности предприятия
С 1 апреля 2018 года ГКП «Костанай-Су» утверждены предельные уровни тарифов на услуги по подаче воды по магистральным трубопроводам и распределительным сетям (вода питьевая) и по отводу и очистке сточных вод с учетом повышения цены на электроэнергию. Утвержденный тариф включает в себя сумму вознаграждения, которую предприятие должно выплатить Европейскому банку реконструкции и развития (далее по тексту – ЕБРР) по кредитному договору.
Кредит ЕБРР на выполнение программы приоритетных инвестиций будет получен в сумме 2,4 млрд. тенге. В данном проекте участвует Правительство Республики Казахстан с бюджетными средствами в качестве со-финансирования на сумму 1,6 млрд. тенге. Общая сумма инвестиций составит 4,0 млрд. тенге. Из них в 2018 году планируется использовать 3,1 млрд. тенге (1,9 млрд. тенге кредитные средства и 1,2 млрд. тенге бюджетные средства).
За счет этих средств в 2018 году планируется финансирование следующих мероприятий:
- замена части сетей водопровода и канализации на сумму 0,7 млрд. тенге;
- проведение модернизации ОСВ, реконструкция системы дезинфекции и реконструкция ВНС 2-го подъема общей стоимостью 0,9 млрд. тенге;
- реконструкция 4-х КНС на сумму 0,2 млрд. тенге;
- приобретение гидравлической модели, ГИС и системы дистанционного контроля SCADA на сумму 0,2 млрд. тенге;
- приобретение спецтехники и автотранспорта на сумму 0,1 млрд. тенге.
Эффект от выполнения Программы приоритетных инвестиций ожидается в виде снижения текущих эксплуатационных затрат до 10 % в год, а также уменьшения потерь воды и возможное сокращение персонала до 12 человек.
Кроме инвестиций в виде заемных и бюджетных средств в 2018 году будет вложено 729,5 млн. тенге собственных средств предприятия (амортизационные отчисления).
За счет этих средств в основном будет выполнена реконструкция особо аварийных участков на сетях водопровода и канализации общей стоимостью 545,1 млн. тенге, разработана проектно-сметная документация на сумму 36 млн. тенге и установлена система АСКУЭ с ценой 148,4 млн. тенге для осуществления закупа электроэнергии непосредственно у её производителя.
По Государственной программе «Нурлы жол» в феврале месяце 2018 года завершена работа по последнему четвертому объекту, финансируемому за счет бюджетного кредита. Дальнейшее финансирование по данной программе на 2018 год не планируется.
Для улучшения работы с потребителями в 2018 году запланировали и в феврале месяце открыли второй Центр приема платежей по адресу: пр. Абая, 19, здание ГКП «Костанай-Су». Здесь работают две кассы. Одна касса ГКП «Костанай-Су» принимает платежи за услуги водоснабжения и водоотведения без комиссии. Вторая касса ГКП «КТЭК» принимает платежи за тепло и горячее водоснабжение также без комиссии. С марта месяца кассир нашего предприятия принимает оплату за услуги без комиссии в здании ГКП «КТЭК» по адресу: ул. Бородина, 231 в режиме пятидневной рабочей недели с 8.00 до 17.00 часов.